День Культуры как метод приобщения юного поколения к культурным ценностям
Для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Рериха – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. Так было положено начало новой традиции – проведения Праздника возвышенной и утонченной Культуры, особенно необходимой в трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[6]
Ежегодный школьный праздник День Культуры в Санкт-Петербурге имеет уже двадцатилетнюю историю и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха, который в дальнейшем лег в основу Гаагской конвенции (1954 г.).
Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.
День Культуры как сознательное объединение людей в защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира; это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» Знамя Мира – Знамя Культуры – было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей.
В школах Санкт-Петербурга ежегодно предлагается проводить День Культуры под определенным девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии.
Темы Дня Культуры по годам:
«Россия, Русь – Отечество мое» – 1999 год
«К миру и ненасилию через Культуру» – 2000 год
«Познание мира через искусство» 2001 – год
«Родина в сиянии подвига и красоты» – 2002 год
«Культура – Врата в будущее» – 2003 год
«Совершенство – цель земных путей» – 2004 год
«По ступеням человечности – к ценностям Культуры» – 2005 год
«Ориентир высоты задается Культурой» – 2006 год
«Книга – символ культуры и образованности» – 2007 год
«Путь Культуры лежит через сердце» – 2008 год
«Осознание Красоты преобразит жизнь» – 2009 год
«Человек будущего – человек нравственный» – 2010 год
«Земля в мерцании космических миров» – 2011 год
«Помоги земле Русской!» – 2012 год
«Любовь, Красота, Знание - основа жизни в мироздании» – 2013 год
«Лишь культурными ценностями живо человечество» – 2014 год
«Мир через Культуру» – 2015 год
«Прекрасное есть щит от зла» - 2016 год
«Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность» - 2017 год
«Пылайте сердцами, творите любовью!» - 2018 год
Как показывают результаты, темы эти находят отклик у школьников – убедиться в этом нетрудно, познакомившись с их творческими работами ежегодного городского конкурса сочинений, который стал традиционным в период подготовки ко Дню Культуры.
К общей радости педагогов и организаторов конкурса, учащиеся явили высокие примеры красоты и культуры мышления – они четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного, культурного развития всего общества. Заметим, что сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. Необходимо подчеркнуть, что такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Их творчество о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных.
Анализируя опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга, руководитель центра теории и практики воспитания Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Е.Н. Барышников заключает: «Человека воспитывает среда, в которой он проживает, люди, с которыми он встречается, события, в которых он участвует. Во многих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга складывается годовой круг школьных событий, которые оказывают на учащихся определенное воспитательное влияние. В качестве школьного события можно рассматривать проведение в школе Дня Культуры. Опыт проведения Дня Культуры показал их неоспоримый воспитательный потенциал. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач».
* * *
Несмотря на сложные процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье как физическом, так и духовном, является самой главной задачей, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе со взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.
На пути осознания Прекрасного, почитания духовности и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры.
Прислушаемся к словам великого Николая Константиновича Рериха: «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ».