Россия будущего – страна Культуры - Пакт Рериха

Россия будущего – страна Культуры

Всероссийский конкурс школьных библиотек

ко Дню Культуры 15 апреля

  • Д.С. Лихачев. Любите читать! Д.С. Лихачев. Любите читать!

    Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии.
    +Read More
  • Н.К. Рерих. Любите книгу Н.К. Рерих. Любите книгу

    Наверное, именно сейчас нам нужно помыслить о книге. Даже среди стесненного нашего обихода нужно найти место, достойное истинным сокровищам каждого дома. Нужно найти и лучшую улыбку тем, кто собирает лучшие книги, утончая качеством их сознание свое. Наверное, именно сейчас нам нужно помыслить о книге.
    +Read More
  • Н.А. Рубакин. Искусство чтения Н.А. Рубакин. Искусство чтения

    Цель самообразования – в знании и понимании единой, нераздельной жизни – жизни как единого целого, жизни, которая течет и в вас и вокруг вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Цель самообразования – в знании и понимании единой, нераздельной жизни
    +Read More
  • 1
  • 2
  • 3

Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты

Идея договора в защиту культуры (Пакт Рериха), подписанного 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне американскими государст­вами при участии наблюдателей из европейских стран, принадлежала русскому художнику и гуманисту Н.К. Рериху. В дни войны и в мирное время договорившиеся между собой страны обязывались охранять объекты культуры от вандализма и оказывать им покровительство и уважение. Структурно договор состоял из нескольких статей, которые учреждали необходимые меры для подобного покровительства. Так, исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения признавались «на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принад­лежности указанных памятников и учреждений» [1]. Договором предусматривалась также со стороны каждого из государств регистрация памятников и учреждений, на которые будет распространяться покровительство воюющих сторон. Уважением и покровительством обеспечивались сотрудники названных учреждений, о чем было заявлено впервые в международной правовой практике.

       

Призывая к охране исторических памятников, Н.К. Рерих руководствовался тем, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог, философ и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество может создавать новые культурные формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни. «Из древних чудесных камней, – призывал Рерих своих соотечественников еще в начале XX века, – сложите ступени грядущего» [2]. Отношение художника к бесценным свидетельствам прошлых эпох выражалось не в холодном почитании их вековой ценности и любовании ими. Оно предполагало активные действия по каталогизированию и изучению памятников старины, в которых запечатлелось творчество многих поколений. Это творчество было свидетельством знаний народа, стремлений его души к красоте, было выразителем культуры народа.

Глубокое знание прошлого помогло Рериху увидеть, что в человеческой истории развитие важнейших направлений жизни было связано с культурой. Она определялась для него тем положительным, духовным, созидательным, что помогало человеку совершенствовать свою природу. «Культура, – писал Рерих, – есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. <...> Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» [3]. Рерих четко разделял понятия культуры и цивилизации и в последней видел лишь «гражданственное, общественное строение жизни» [4]. Если цивилизация может погибать или разрушаться, то культура, по глубокому убеждению Рериха, погибнуть не может, так как ее основа духовна, и именно она определяет качество человеческой жизни и наполняет смыслом цивилизацию.

Идея Пакта выходит за границы правового документа и содержит в себе целостную концепцию защиты культуры. Особенность этой концепции состоит в том, что впервые перед человечеством была поставлена задача не только охраны исторических памятников и культурных учреждений, но и задача постижения эволюционной роли культуры, идеалы которой выражены в богатом материальном наследии прошлого.

Практическое осуществление идей Пакта

Пакт в представлении Н.К. Рериха должен был обладать широкой возможностью действия.

Предлагая мировому сообществу идею защиты памятников культуры, Рерих понимал, что никакие договоры, заявления, декларации или обязательства сами по себе не спасут наследие человечества от разрушения, пока в общественном сознании не утвердится мысль о значимости творений человеческого гения. Никакие приказы не запретят войну, как невозможно запретить злобу или ложь. Он считал, что «терпеливым напоминанием о выс­ших сокровищах человечества можно сделать эти исчадия тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества» [5]. Он был убежден, что нужны действия, что нужно поднимать общественность, так как одного государственного решения не бывает достаточно; что нужно, наконец, создавать традиции культуры, чтобы вытеснить из жизни понятие войны. Таким образом, Пакт обретал и глубокое символическое значение: за ним стояла жизнь и возможность лучшего будущего для всех стран и народов.

В своих многочисленных статьях и воззваниях [6] Рерих разворачивает целую программу действий по реализации идей Пакта в жизнь. Он говорит о целях Пакта и его задачах, провозглашая самую желанную для народов цель – мир. Рерих стремится привести человечество к миру, так как только в мире, где нет войн и насилия, человек может получить безграничные возможности для своего всестороннего развития, главным образом для нравственного и духовного. Но к подлинному миру, по его убеждению, можно прийти лишь через культуру. «Понять истинное значение мира, – писал он еще в 1922 г. в статье “Новая эра”, – невозможно, пока человечество не постигнет различия между “механической цивилизацией” и грядущей Культурой духа. Даже приблизительное понимание основ истинной культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству» [7]. Рериху доведется быть свидетелем трех революций и двух мировых войн, и, явно предчувствуя грозные времена, он уже в первые десятилетия XX века тщательно продумывал идею Пакта и как правового документа, и как системы нравственного возрождения народов.

Пакт Рериха так же многогранен, как и сама культура, для защиты которой он был создан. Множество его взаимодополняющих и взаимопересекающихся функций охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Среди этих функций:

Гуманистическая. Пакт Рериха обращен к человеку. Заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры и дают ему надежду на лучшее будущее.

Идеологическая. Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.

Законотворческая. Являясь международным правовым документом, Пакт обеспечивает уважение и охрану культурных ценностей и в военное, и в мирное время, т.е. всегда и постоянно, без условий и без ограничений.

Ценностная. Пакт предполагает развитие в молодом поколении понимания «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях» [8], что позволит, по мнению Рериха, открыть «пути к истинному прогрессу» [9]. Рерих полагал, что необходимо не только всемерно охранить культурное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух.

Педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре.

Патриотическая. Пакт призывает уважать историю народов, учит любви к Отечеству, его подвижникам и героям. Пакт, в представлении Рериха, должен служить воспитанию ответственности человека за жизнь, за свою Родину, за будущее мира. «Каждый человек, – писал он, – каждый член семьи человеческой несет на себе ответственность за мир во всем мире. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества» [10].

Просветительская. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих и призывающих статей, выступления и манифестации утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей.

Коммуникационная. Пакт предполагает широкое сотрудничество народов во всех областях знания и искусства, а также совместный учет «религиозных, художественных и научных ценностей» [11], что приведет, по мысли Рериха, к взаимоуважению, лучшему знанию народами друг друга и утверждению достоинства каждой нации.

Охранительная. Пакт предусматривает провозглашение городов-музеев, которые будут лишены военной индустрии и военных условий и будут признаны неприкосновенными во время войн и международных конфликтов.

Миротворческая. Пакт предполагает, что понятия культуры и мира неразделимы, что «культура и мир являются священным оплотом человечества» [12]. Это значит, что вне культуры мира быть не может. Но мало провозгласить мир, подчеркивал Рерих. Благосостояние народов не достигается декретами, поэтому «нужно разоружиться в сердце и в духе» [13] . Именно сердце, говорил он, должно согласиться на сотрудничество, на разоружение. Отсюда следует большая задача на будущее – воспитание у человека не только интеллекта, нои сердца.

Объединительная. Пакт ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть единое культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.

Организационная. Пакт предполагает распространение и утверждение своих культурных целей через учреждение всемирного дня Культуры, когда одновременно во всех храмах, школах и образовательных обществах пройдут культурные акции, напоминая людям «об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [14].

Повсеместной организацией разных форм приобщения человека к культуре должны, по убеждению Н.К. Рериха, заниматься комитеты, кружки, общества, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало жизненной потребностью. Комитеты и общества, способствуя проведению идей Пакта в жизнь, должны ставить своей целью убедить местные правительствав необходимости ратификации Пакта в государственном масштабе.

Большую роль в организации народных движений за реализацию идей Пакта Рерих отводил Всемирной Лиге Культуры [15], которая представляла собой союз культурных, научных и художест­венных обществ и учреждений по всему миру, включая отдельных личностей, работающих в культуре. Был разработан устав Лиги, определена работа десяти ее отделов [16] и круг их задач, главная из которых – консолидация усилий мировой общественности в направлении утверждения идей мира и культуры, для свободного сотрудничества народов и культурного строительства. Устав Лиги предваряло краткое воззвание: «Во имя истинного мира. Во имя объединения культурных сил. Во имя охранения творческих сокровищ от темных сил разрушения. Во имя просвещения народного учреждается Лига» [17]. Далее следовало определение статуса организации: «Всемирная Лига Культуры есть кооперативное объе­динение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей» [18]. В параграфах указывались условия вступления в Лигу, ее высшие органы (Совет и конференции) и задачи.

Сочетая слово и действие, Н.К. Рерих за короткий исторический срок сумел показать, что идея культуры даже в мировом масштабе является не отвлеченностью и абстракцией, а реальностью жизни и творчества. По количеству созданных в 1930  -  е гг. в Европе, Америке и Азии культурных организаций, просветительных обществ и комитетов, содружеств, клубов, движений [19], пропагандирующих идеи Пакта Рериха и осуществляющих творческую деятельность, можно говорить о его феномене.

_______________________________

[1] Знамя Мира. М., 1995. С. 317.

[2] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 268.

[3] Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 15.

[4] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994. С. 109.

[5] Знамя Мира. С. 106.

[6] Статьи Н.К. Рериха 1930-х гг., посвященные Пакту: «Культура», «Прекрасное», «Духовные сокровища», «Преображение жизни», «Женщинам», «Корни культуры», «Собирание», «Мудрость радости», «Здоровье», «Сожжение тьмы», «Знамя Мира», «Зов о культуре», «Творящая мысль», «Хвала художникам», «О культуре и мире моление», «Ценность прекрасного», «Охраните!» и многие другие.

[7] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 27.

[8] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 258.

[9] Там же.

[10] Рерих Н.К. Химават. Самара, 1996. С. 107.

[11] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 256.

[12] Знамя Мира. С. 105.

[13] Знамя Мира. С. 89.

[14] Там же. С. 106.

[15] Всемирная Лига Культуры, созданная Н.К. Рерихом в начале 1930  -  х гг., просуществовала до начала Второй мировой войны.

[16] Отделы Всемирной Лиги Культуры: мира, духовного совершенствования, науки, искусства, материнства и воспитания, ремесла и труда, кооперации и промышленности, охраны и безопасности, землеустройства и строительства, здравоохранения.

[17] Рудзитис Р.Я. Культура / Держава Рериха. М., 1994. С. 187.

[18] Там же.

[19] Количество культурных организаций насчитывалось не менее сотни.

 

Дьяченко И.Ю. (кандидат культурологии)
Фрагмент статьи: «Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты»