Россия будущего – страна Культуры - Выставка в школьной библиотеке. Подготовка и оформление

Россия будущего – страна Культуры

Всероссийский конкурс школьных библиотек

ко Дню Культуры 15 апреля

Выставка в школьной библиотеке

Подготовка и оформление библиотечной выставки

Этапы:

1. Выбор объекта выставки (обычно эту работу проводят при составлении плана работы);

2. Определение названия, читательского и целевого назначения (обычно эту работу проводят при составлении плана работы);

3. Обязательное углубленное прочтение литературы;

4. Выделение 2-5 проблемных вопросов, которые станут разделами выставки;

5. Подбор цитатного материала к проблемным вопросам;

6. Разработка ассоциативного ряда: отбор репродукций, фотоснимков, портретов, макетов;

7. Композиция материала (веерная, полярная, диагональная, крестообразная, вихревая и т.д.);

8. Изготовление дополнительных оригинальных средств, обеспечивающих наиболее выгодное впечатление от выставки (рекомендательные списки, кроссворды и т.д.);

9. Подготовка краткой устной экскурсии по выставке или обзора;

10. Реклама выставки (объявление, афиши);

11. Оценка эффективности выставки;

12. Учет выданных материалов с выставки.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК

Одной из эффективных и распространенных форм продвижения книги и чтения в школьной библиотеке является выставочная работа. Тенденцией последних лет стало размещение виртуальных (электронных) выставок. Чаще всего для этого используются социальные сети и школьный сайт.

Основные типы выставок:

    • выставки к памятным датам;
    • выставки-персоналии (посвящены какому-либо лицу и приурочиваются к юбилеям);
    • тематические выставки;
    • выставки, ориентированные на развитие интереса к книгам и чтению.

Особенно хорошо себя зарекомендовали:

Выставка-отзыв. Например, «Читатель советует читателю». На выставке размещается обращение к читателям с просьбой оставить краткий отзыв на наиболее понравившуюся книгу. Отзывы рукописные, они вкладываются в книгу. Читатели прочитывают отзыв и берут книги домой.

 

Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Например, выставка-знакомство «Я хочу вам рассказать о…», где помещаются портреты, фото и материалы (книги, статьи, аудио-, видеоматериалы) об известных местных деятелях, в т.ч. представителях культуры.

 

Выставка-игра. На этой выставке составной частью являются элементы какой- либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг», для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др.

 

Выставка-призыв. Побуждает к активным действиям, содержит призыв: «Хочешь быть здоровым – будь им!».

 

Выставка, подготовленная читателем. Выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных друзей, фото коллекций марок, различные знаковые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из различных материалов, и многое другое. Читатель должен чувствовать, что он наравне с библиотекарем является творцом выставки: через сопоставление своих впечатлений о книге, своих читательских предпочтений, взглядов на общечеловеческие проблемы.

 

Выставка-рейтинг. «Горячая десятка», «Топ-5 лучших книг по математике» и т.д.

 

Выставка-настроение. Читателям – подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзывы на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т.д. Привлечёт внимание детей и тема: «Как верно сказано… не мною… обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произведениям классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы»

 

Выставка быстрого реагирования. Оформляется в том случае, когда происходит какое-то важное событие в общественно-политической или культурной жизни страны, которое требует от библиотеки быстрого отклика на него. Например, такие выставки: «Время выбирать», «Осторожно - терроризм!» и др.

 

Выставка одного жанра. Представляя книги одного жанра – фантастика, исторический роман, поэзия и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой: «Об истории нашей замолвите слово: Исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии» и др.

Выставка-раритет. На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составляют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг.

Названия выставок-раритетов: «Книги – долгожители»: (редкие и ценные издания), «Книжные редкости» и т.д.

 

Выставка «Литературный герой». Выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька», «Шерлок Холмс». Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое

Выставка-дискуссия, выставка-спор, выставка-баталия. Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить, подискутировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, освещающая данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего выставки-дискуссии посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной: Пример тематической выставки-дискуссии: «Космические пришельцы: за и против». Разделы: «Да, они действительно прилетают!»; «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».

Выставка книжных иллюстраций. На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будут интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например, «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придают каждой неповторимый вид.

Выставка-календарь. Можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и её материалов.

Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращённые: «Что с нами сделал ты…» и др.

 

Выставка-портрет. Может быть посвящена писателю или любому выдающемуся человеку. Она делает акцент на индивидуальности личности, представляя литературу о самом человеке. На выставке используются фотографии, иллюстрации, предметы, свидетельствующие о личной и профессиональной деятельности героя выставки.

 

Источник:

Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского»

Российской академии образования

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Москва, 2018

http://www.culturaspb.ru/images/stories/2019/Metodicheskie-rekomendacii-SHB_v.1.0.pdf

 


 

Дополнительно по теме: